Группировка затрат по центрам ответственности связана с группировкой по месту возникновения затрат. Центр ответственности — это организационное подразделение, возглавляемое управляющим (ответственным лицом), в рамках которого осуществляется контроль за формированием затрат. Центр в лице его руководителя отвечает за целесообразность затрат. Центры ответственности делятся на основные и функциональные. Основные центры контролируют затраты в местах их возникновения. Функциональные центры контролируют затраты, однородные по своему экономическому содержанию. Например, отдел труда и заработной платы контролирует расходы, связанные с использованием трудовых ресурсов, инструментальный цех — затраты на инструмент на всех производственных участках и т.д. С точки зрения создания эффективной системы ответственности целесообразно стремиться к тому, чтобы места возникновения затрат совпадали с центрами ответственности. Но в любом случае, если даже по каким-либо причинам достичь этого не удается, должно действовать следующее правило при назначении ответственных руководителей: за каждую производственную единицу (место возникновения затрат) несет ответственность только одно лицо; одно лицо может нести ответственность за несколько производственных единиц.
Группировка затрат по объектам выручки тесно связана с группировкой затрат по объектам (носителям). Объектами выручки являются в конечном итоге проданные (реализованные) продукты (работы, услуги). Однако объекты выручки и объекты затрат могут количественно и качественно не совпадать. Например, не весь выполненный заказ реализован; полуфабрикаты, изготовленные для собственного производства, проданы на сторону (превратились в объект выручки). Качественно объекты затрат и выручки могут не совпадать в отдельных сферах деятельности. Например, на транспорте объектом выручки является проданный билет, а объектом затрат - услуга по перевозке.
Классификация объектов затрат зависит только от внутрипроизводственной структуры предприятия, а при установлении объектов выручки следует ориентироваться на запросы рынка. В связи с тем что управление поведением предприятия на рынке становится все более актуальным, а виды воздействия на рынок — все более многосторонними, все чаще возникает потребность в многофакторной (многоразмерной) классификации объектов выручки. Для производственного планирования представляет интерес классификация продукции, в то время как для планирования сбыта большее значение имеет группировка по клиентам или регионам. При анализе с точки зрения рынка объекта ми выручки выступают клиенты, области сбыта, каналы сбыта и т.п. Это ведет к необходимости перехода к многофакторному планированию и учету выручки.
Затраты, являясь важнейшим объектом управленческого процесса, требуют всестороннего изучения. Одним из аспектов исследования затрат является их классификация, т.е. разделение на группы по определенному признаку. Существует множество классификационных признаков. Практическая реализация их в учете и анализе зависит от конкретных задач, решаемых системой управления на каждом предприятии.
Эволюция денежно-кредитной системы Великобритании
Денежная единица Великобритании – фунт стерлингов использовался задолго до возникновения централизованного государства, еще в IX – X веках. В названии "фунт стерлингов" нашло отражение его первоначальное весовое содержание: из одного фунта серебра чеканили 240 пенсов, которые имели также ...
Объекты основных средств, стоимость которых не
погашается
Перечень неамортизируемых основных средств условно можно разделить на три группы. 1. Основные средства, не являющиеся активами организации (не приносящие организации экономических выгод от их использования): ü принадлежащие некоммерческим организациям; ü относящиеся к мобилизационным мощн ...
Использование капитала предприятия
Использование капитала реализует основное его предназначение как экономического ресурса. Без разнообразных форм использования капитала в различных видах деятельности предприятия процесс его накопления и формирования в необходимых пропорциях был бы лишен экономического смысла. Только возможности эфф ...