Однако необходимо учитывать тот факт, что в любом случае наблюдается ограниченность ресурсов. Такая ограниченность требует поиска оптимального решения. С этой целью определяется критерий оптимальности, граничные и начальные условия с использованием той информации, которая была собрана на фазе учета.
На стадии фазы реализации принятого решения осуществляется выполнение выработанного оптимального решения или нескольких выработанных решений. На этой стадии также определяются необходимые силы и средства, а также порядок реализации выработанного решения. Субъекты управления выполняют принятое решение, используя выделенные силы и средства.
Проецируя все вышесказанное на управление предприятием, необходимо сказать, что для его нормальной деятельности необходимо одновременно осуществлять техническое управление, управление персоналом, финансовое управление и ряд других видов и форм управления.
Таким образом, финансовое управление предприятием является частным случаем управления объектом.
Финансовым управлением на предприятии должен заниматься финансовый менеджер. Однако не секрет, что часть его функций вольно или невольно перекладывается на главного бухгалтера. Особенно это характерно для предприятий малого или среднего бизнеса, где роль финансового менеджера играет директор предприятия.
С нашей точки зрения финансовый менеджер является одной из ключевых фигур в команде менеджеров предприятия. Дело в том, что финансовые результаты деятельности предприятия есть интегрированное отражение в денежном выражении деятельности всех членов команды менеджеров. Поэтому одной из основных задач финансового менеджера является интерпретация финансовых результатов своим коллегам по команде.
Если же финансовый менеджер этого не делает, то это означает, что все остальные члены команды менеджеров не знают о том, каковы результаты их работы и, следовательно, вклад в общее дело. То есть налицо современный крыловский вариант сотрудничества лебедя, рака и щуки.
Чтобы обеспечить каждого руководителя соответствующей информацией, нужна единая база данных, доступ к которой жестко регламентирован. Это связано с тем, что для работы финансового менеджера с маркетологом требуется один набор показателей, с главным технологом — другой, со снабженцем — третий и так далее. Это только то, что касается членов команды менеджеров, но есть еще и владельцы, которым нужна совсем другая информация. Кроме того, следует еще учитывать особенности информации на каждом этапе управления.
Первая фаза финансового управления — планирование деятельности предприятия.
С точки зрения финансового управления по периодичности все планирование можно разделить на:
текущее планирование (периодичность — до одного месяца);
бюджетирование (ежемесячное планирование денежных потоков на предприятии на срок до одного года).
Бюджетирование представляет собой составление бюджетов доходов и расходов. При составлении этих бюджетов должны учитываться условия продаж продукции, экономически обоснованные нормы запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасов готовой продукции и объемов незавершенного производства.
бизнес-планирование развития предприятия (на срок от 3 до 5 лет).
На многих предприятиях текущее планирование все же ведется, но как бы в силу инерции (еще не забыта сложившаяся система, возникшая в эпоху централизованного планирования). Бюджетирование внедрено на очень ограниченном числе предприятий, что связано с многими проблемами, возникающими при внедрении бюджетирования. А вот бизнес-планирование развития предприятия практически отсутствует.
Причины отсутствия бизнес-планирования развития предприятия сводятся к следующему:
в условиях рыночной экономики требуется детальное изучение рынка (его объем, потребители, конкуренты, поставщики, партнеры), при этом полученные результаты анализа рынка носят не абсолютный характер, а являются основанием для определения вероятностей проявления того или иного события;
отсутствие методики разработки бизнес-планов развития предприятия несмотря на наличие методики разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, которые предоставляются как потенциальным инвесторам, так и в учреждения банков (для получения кредитов). При этом все попытки применить эти методики для разработки бизнес-планов развития предприятия не дают положительных результатов;
Риск-менеджмент. Финансовые риски как объект управления
Риск-менеджмент – это система управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Риск-менеджмент включает стратегию и тактику управления. Стратегия управления – направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Тактика – это конкретные ...
Основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг
«Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы», одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: 1. Совершенствование налога на ...
Дебиторская задолженность
Предприятие связи продает свои услуги в кредит, и оно устанавливает такие условия расчета, которые позволяют покупателю оплатить покупку в пределах оговоренного срока или получить скидку в качестве стимула за оплату ранее этого срока. До получения соответствующих сумм продажа услуг связи фигурирует ...