Причины, приведшие к искажению балансовых пропорций отчетности предприятий, ясны. Это институциональные преобразования и колебания экономической конъюнктуры, а также непоследовательное поведение самих предприятий. Анализ затрудняется и достаточно противоречивым наследием плановой экономики, когда искажение стоимостных параметров не могло не отражаться на общем финансовом состоянии предприятий. [9, с.58]
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для менеджера.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).
Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема, при которой:
покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение n дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);
покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплатасовершается в период с (n+1) - го по n-й день кредитного периода;
в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты. [15, с.73]
Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.
Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого можно использовать коэффициент погашения дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации.
Наличие дебиторской задолженности в балансе и отнесение её к наиболее ликвидным активам не гарантируют получения денежных средств со стороны дебиторов организации. Более того, дебиторская задолженность может быть списана в разряд задолженности, по которой истек срок исковой давности, или других долгов, нереальных для взыскания. В том случае, если организация заранее оценила реальность и надежность погашения такой задолженности, зарезервировала суммы под её списание, эти последствия не могут сказаться на ритмичности функционирования фирмы и ее платежеспособности.
Наоборот, непредвиденность ситуации возможного погашения дебиторской задолженности, потеря значительных денежных средств в обороте создадут серьезные проблемы с текущей платежеспособностью и нарушат производственный процесс. Кроме того, это скажется на формировании финансовых результатов, уменьшении суммы чистой прибыли и рентабельности организации. [14, с.129]
Анализ развития местной телефонной сети районного узла связи
Анализ развития местной сети связи начинается с анализа данных предоставленных абонентским отделом и данных годового производственного отчета предприятия. Прирост абонентов городской и сельской телефонной связи планируется на основе анализа имеющихся заявок на установку новых телефонов и с учетом с ...
Налогоплательщики НДС
В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: – организации; – индивидуальные предприниматели; – лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, опр ...
Описание мероприятий к внедрению, разработка экономического прогноза
Сеть салонов сотовой связи «Мобильный век» за свою историю переживала разные времена. Но даже в самую тяжелую пору не останавливалась работа над перспективными проектами. В организации проводится инновационная политика, направленная на поиск, создание и запуск в работу уникальных технологий и услуг ...